Есть ли свобода выбора, если всё предопределено?

Вера в предопределение — это шестой столп имана (шестой аркан веры). Вера в предопределение — значит убеждённость в том, что всё происходящее в мире Всевышний Аллах предопределил на основе Своего всезнания; и добро, и зло существуют по Его воле.

Есть мнение, что если всё предопределено, то можно расслабиться и ничего не делать, просто «плыть по течению» и всё «само сложится». Это не так!

Всевышний Аллах сказал:

«Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя» — Священный Коран, сура 13 «Ар-Раад» / «Гром», аят 11

Господь наставил нас на Прямой путь, даровал нам ясное руководство — Священный Коран — и сделал обязательным пятикратный намаз, чтобы мы регулярно помнили о Нём и том, что мы мусульмане. Если мы хотим изменить что-то в своей жизни, прежде всего, мы должны просить помощи у Аллаха, чтобы Он привёл нас к тем решениям, которые принесут нам благо. Для этого рекомендуем совершать молитву Истихара (араб. – «поиск блага в деле»). Это добровольная молитва, состоящая из двух ракаатов, целью которой является поиск руководства Аллаха.

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, говорил:

«Когда кто-то из вас захочет сделать какое-либо дело, то пусть совершит дополнительную молитву в два рака’ата, и потом скажет:

«О Аллах, поистине я прошу Тебя помочь мне Твоим знанием и укрепить меня Твоим могуществом и я прошу Тебя из Твоей Великой милости, ибо поистине Ты знаешь, а я не знаю, ведь Ты – Знающий скрытое. О Аллах, если Ты знаешь, что это дело будет благом для меня в моей религии и для моей жизни, и для исхода моих дел (или для этой жизни и будущей), то предопредели мне его и облегчи, а затем сделай его для меня благословенным. А если Ты знаешь, что это дело обернётся злом для моей религии, моей жизни и для исхода моих дел (или для этой жизни и будущей), то отдали его от меня и отдали меня от него, и предопредели мне благо, где бы ни было оно, а потом сделай меня довольным этим».

И сказал: «И пусть укажет свое дело» (Бухари №1166).

Любой выбор — это искушение и испытание. Выбор, который мы делаем, положившись на Аллаха, — это выбор, который приближает нас к Его довольству. Выбор, который мы делаем, положившись на самих себя, отдаляет нас от Всевышнего, и такая самонадеянность может навлечь на нас Его гнев.

Всевышний предопределил для нас множество путей, которые мы можем выбрать, и наша задача — стараться следовать прямым путём во всех наших делах. Мы не объемлем знанием то множество вариантов развития событий и то множество возможных исходов, которое объемлет Аллах, ведь Он — Ведающий сокровенное и явное, Всезнающий, Мудрый. Каждый наш выбор известен Всевышнему заранее, но Он оставляет нам право свободно выбирать, испытывая нас, чтобы воздать каждому по справедливости.

Предопределение – от Всевышнего Аллаха, а деяния – от Его рабов. Судьба и деяния всегда взаимосвязаны: мы выбираем между добром и злом, за что с нас и будет спрошено. Таким образом, предопределение никак не исключает свободу выбора. Исход любого дела — у Аллаха, а у нас — возможность приблизиться к Его довольству, принимая решения в соответствии с нашей верой.

«Кто поступает праведно, тот поступает во благо себе. А кто творит зло, тот поступает во вред себе. Господь твой не поступает несправедливо со Своими рабами» —  Священный Коран, сура 41 «Фуссылат» / «Разъяснены», аят 46

«Тому, кто боится Аллаха, Он создаёт выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает. Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его» —  Священный Коран, сура 65 «Ат-Талак» / «Развод», аяты 2-3

Фатализм, который приводит к апатии и бездействию, — это одна из уловок шайтана, отдаляющая нас от Всевышнего. Мы должны быть активными, брать ответственность за свою жизнь и во всём уповать на Всевышнего Аллаха, начиная все дела с «БисмиЛлях» («Во имя Аллаха») и планируя всё с «Ин шаа Ллах» («Если будет на то воля Аллаха»).

«Уповайте только на Аллаха, если вы являетесь верующими» —  Священный Коран, сура 5 «Аль-Маида» / «Трапеза», аят 23

Даже если, несмотря на все ваши мольбы, всё складывается не так, как вы хотели — это значит, что Всевышний предопределил для вас другой исход дела, и этот исход для вас лучше. Давайте же говорить «АльхамдулиЛлях» («Хвала Аллаху») в любом положении дел, ведь планы Всевышнего всегда лучше наших.

«Быть может, вам неприятно то, что является благом для вас. И быть может, вы любите то, что является злом для вас. Аллах знает, а вы не знаете» — Священный Коран, сура 2 «Аль-Бакара» / «Корова», аят 216

А Всевышний Аллах знает лучше!

Это интересно