Эбру — это рисунок одной жидкостью на поверхности другой, древнее искусство живописи красками на воде, техника декорирования бумаги, получившая название «турецкое мраморирование». Эбру может быть самостоятельным произведением, узором или основой для каллиграфии. С помощью этой техники наносят неповторимые рисунки на бумагу, ткань, дерево, стекло или керамику, на пластмассу — для украшения интерьера, одежды и аксессуаров.
Где впервые появилось это искусство? Есть разные ответы на этот вопрос: Южная Сибирь, Туркменистан, Персия, Индия, Пакистан, Китай и даже Древний Египет. По преданию, зародилось в VII веке в Китае, откуда пришло в Иран, где и получило свое название «эбру»: персидские слова “об” (вода) и “ру” (на), адаптированное в турецком как «эбру», значит «на воде». В Турции это искусство пережило расцвет, став духовной практикой. В Европе появилось в середине XVI века.
Технология эбру доступна даже детям:
- налить чистую воду в неглубокую широкую ёмкость (поддон);
- добавить загуститель, который удерживает краски на поверхности;
- подготовить краски.
В качестве загустителя традиционно используют лепестковую китре (экстракт растения гевен, лат. Astragalus), а также загустители из морской красной водоросли. Более подробно о технологии эбру можно почитать здесь.
Инструментарий художника составляют краски и кисти, а также шило или иглы — для придания формы цветовым пятнам. Особенно интересные узоры получаются, если краски разводят по воде специальным гребнем. Рисунок приобретает чёткие очертания, если использовать трафарет, прикрепив его перед погружением в воду к бумаге.
- Краски (бойалар) чистых и насыщенных цветов, это особая взвесь из воды, желчи и нерастворимых натуральных цветовых пигментов, подаренных нам Всевышним. Так, чёрный — обычная печная сажа, а красный — оксид железа. Краски жидкие, поэтому перед взятием на кисть их необходимо помешивать.
- Кисти (фырчалар) из жесткого конского волоса, чтобы они могли брать больше краски и легко наносить ее мелкими каплями. Ручка традиционно изготавливается из стебля розы.
- Шило (биз) используется для выполнения рисунка на поверхности (китре). Кроме шила, это могут быть спицы, иголки и т.д.
- Гребень (tarak-тарак) используется для равномерного заполнения пространства «чешуйчатым» рисунком и для создания фона.
Существует несколько десятков стилей написания эбру: рисунок песка в пустыне, спиралевидные узоры (птичьи гнезда), воздушные эбру, крупные многослойные цветы (хатип) и т.д. Широко известны авторские стили, прежде всего — цветочные эбру Неджеметтина Окйайа, а также тюльпаны и гвоздики на двухцветном фоне турецкого мастера Мустафы Дюзгюнмана.
Баттал эбру — традиционная техника, при которой краску разбрызгивают на водную поверхность и оставляют на ней. Часто используется для оформления форзацев в издательском деле.
Gel-Git эбру или эбру-волны — краску разбрызгивают по поверхности, затем проводят чем-нибудь острым (шилом, бамбуковой палочкой и т.д.) параллельные линии на расстоянии примерно в сантиметр.
Akkase Ebru — оригинальная многослойная техника, популярная в книжной графике. Когда фантазийные орнаменты высыхают, на них наносят различные графические элементы.
Эбру — техника медитации, самопознания своей связи с миром и Всевышним Аллахом
«Эбру — это простота воды, праздничность красок, чувства художника, совершенство природы и божественная уникальность, соединенные вместе». Как верно отмечено, «научиться рисовать на воде — значит понять язык того, что составляет основу всего живого — воды. Начав общение с водой однажды, с каждым шагом вы приобретаете всё более глубокое понимание мира и обретаете себя. Каждый рисунок — это фотография момента, в котором есть вы, Вселенная и вода». И величие Творца, Аллаху Акбар!
Приобщайте к этому искусству детей, так как известно, что создание эбру прививает терпение, способность к созерцанию и размышлению — важные для мусульман качества характера.
В хадисе сказано:
«Воистину, Всевышний Аллах любит верующего, обладающего ремеслом»
(«Аль-Кафи», т. 5, с. 113)
Фотография с сайта: http://mk-turkey.ru/culture/