‘Ибада – предписанные и добровольные формы поклонения Всевышнему Аллаху

‘Ибада – это все слова и дела верующих, которые помогают заслужить довольство Аллаха. Священный Коран и Сунна указывают на то, что они не могут быть обращены к кому-либо, помимо Аллаха.

Доктор АбдуЛлах ибн АбдульАзиз аль-Джибрин в своей книге «Мухтасару тасхили-ль акидати-ль ислямия» рассматривает установленные и добровольные виды и формы поклонений (‘ибада).

УСТАНОВЛЕННАЯ  ‘ИБАДА   – четыре вида поклонения Всевышнему Аллаху, предписанные шариатом.
1. ‘Ибада, совершаемая сердцем,  – это слова и действия, исходящие от сердца.
«Слово сердца» («каулю-ль кальб») — это убежденность в том, что Аллах — Один, что никто помимо Него не заслуживает поклонения, вера в Его прекрасные имена и атрибуты, вера в ангелов, пророков, Судный День и другие основы ислама.
«Действие сердца» («’амалю-ль кальб») – это искренность, любовь к Аллаху, надежда на Его вознаграждение, страх перед Его наказанием, упование на Него, проявление терпения в исполнении Его повелений и оставлении того, что Он запретил, и многое другое.
2. ‘Ибада, совершаемая словами, – это произношение таухида «ля иляха илля Ллах» – «нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха», чтение Священного Корана, поминание Всевышнего Аллаха тасбихами и тахмидами, призыв к религии Аллаха (да’ава), обучение шариатским наукам других и так далее.
3. ‘Ибада, совершаемая телом, – это молитва, суджуд (земной поклон), пост, хадж, таваф, джихад, приобретение знаний и другие.
4. ‘Ибада, совершаемая имуществом, – это закят, милостыня, забих (жертвоприношение), назр (обет) и другие.

НЕУСТАНОВЛЕННАЯ ‘ИБАДА – не установленные шариатом виды поклонения, то есть действия и слова, в основе которых – благое намерение.

1. Совершение обязательных и желательных действий, которые в своей основе не являются предписанным поклонением (‘ибада)
Примеры таких действий, которые следует совершать с намерением заслужить довольство Аллаха: обеспечение пропитанием себя, жены (мужа, родителей или детей); возврат долга, подарки, почитание родителей и гостя и так далее. Например, принимать пищу с намерением укрепиться для совершения поклонения или воспитывать детей с намерением, что они будут поклоняться Аллаху. Наш Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если ты будешь обеспечивать пропитанием, стремясь к лику Аллаха, то непременно получишь за это вознаграждение, даже за [кусочек хлеба], который ты кладешь в рот своей жены» (хадис передали Аль-Бухари и Муслим).

2. Оставление запретного с намерением приближения к Аллаху
Это действия, оставляя которые ради Аллаха, боясь Его наказания и надеясь на Его щедрость, мусульманин будет получать вознаграждение. Например, отказ от ростовщичества, воровства, лжи и других грехов. В хадисе Пророка, мир ему и благословение Аллаха, сказано: «Всевышний Аллах говорит [ангелам]: «Если Мой раб пожелает совершить плохое деяние, то не записывайте его, пока он его не совершит. Если он все-таки совершит его, запишите ему грех, подобный этому действию. А если он оставит это ради Меня, то запишите ему одно вознаграждение. Если Мой раб пожелает совершить благое деяние и не совершит его, то запишите ему одно вознаграждение. А если он совершит его, то запишите ему в десять раз больше этого деяния до семисот раз»» (хадис передали Аль-Бухари и Муслим).

3. Совершение дозволенных (мубах) действий с намерением приближения к Аллаху
Такие повседневные действия, как сон, еда, продажа, покупка и др., являются дозволенными (мубах), то есть за их совершение нет ни вознаграждения, ни наказания. Однако если мусульманин при этом будет иметь благое намерение, как например, будет принимать пищу, для того, чтобы подкрепиться для совершения молитв, то за эти деяния он будет получать вознаграждение от Всевышнего Аллаха.

 

 

Это интересно